Часть территории Аскеранского района — правобережье реки Каркар, — в древности входила в состав провинции Варанды, а левобережье — в состав Хачена. В плодородной долине Каркар сохранились многочисленные памятники старины.
       Это древние курганные холмы, крепости-схнахи, монастыри, замки, церкви, часовни, расположенные на горных высотах, в долинах рек и в лесах.

АВЕТАРАНОЦ
       Аветараноц, как уже было сказано, являлся резиденцией и крепостью меликства Варанды. В средние века и, в частности, при меликах поселение было окружено мощными стенами. В окрестностях деревни все еще заметны остатки этих оборонительных сооружений. Стоят до сих пор в полуразрушенном состоянии дворцовые комплексы Мелик-Шахназарянов.
       Исследователь армянской старины Саргис Джалалянц в прошлом веке записал в Аветараноце предание, согласно которому царь Алуанка Вачэ II (V в.), отрекшийся от светской жизни, стал отшельником именно здесь. «Посвятив себя Аветараноцу Христа (Аветаран — Евангелие), пришел сюда и уединился строгой отшельнической жизнью, отчего и местность стала называться Аветараноцом. Может быть, именно здесь получил благочестивый царь письмо благословения от блаженного католикоса армян Гюта»
       Речь идет о двух знаменитых письмах католикоса Гюта, отправленных Вачэ II, которые сохранились в истории Мовсэса Каланкатуаци и независимо от нее в древнейших рукописях.


ЦЕРКОВЬ СУРБ АСТВАЦАЦИН
       Эта церковь находится в центре деревни Аветараноц — Чанахчи. Высокая, просторная и продолговатая трехнефная базилика (размеры: 27,35 х 15,30 м) была построена в 1651 г.из грубоотесанных и отесанных камней.
       Четыре прекрасных пилона, ложи по обеим сторонам алтаря над приделами и другие интересные архитектурные детали в значительной степени подчеркивают выразительность внутренней композиции здания.
       В церкви в прошлом хранились рукописи, пергаментные Евангелия, кресты и другие драгоценные реликвии, датированные 1617, 1661, 1650, 1659 гг. Примечательно, что некоторые рукописные Евангелия были созданы здесь, в скрипториуме Аветараноца.


КУСАНОЦ АНАПАТ
       Среди памятников деревни особый интерес представляет пустыня Кусаноц (девичья). Она расположена на юго-западе деревни, на крутом мысе. Памятник с запада был укреплен массивной оградой, от которой остались лишь отдельные участки полуразрушенных башен.
       Из надписи на арке портала входа церкви пустыни явствует, что она была сооружена в 1616 году. Саргис Джалалянц пишет в своем «Путешествии», что увидел красиво оформленную памятную запись, в которой сообщалось, что церковь построили сестры Гаянэ и Рипсимэ при содействии тэр Аракела.
       О том, что здесь в глубокой древности существовал культурный и религиозный центр, свидетельствуют как вышеуказанные письменные источники, так и сохранившиеся на месте следы сооружений древнейшего монастыря; фундаменты базилики V — VII вв. с характерными для этого периода капителями, базами колонн и орнаментированными плитами. Исследования показывают, что на месте этих руин в начальном периоде меликства Варанды была основана пустыня с родовой усыпальницей Мелик-Шахназарянов, известная под названием монастырь Гаянэ.
       Церковь построена из местного колотого камня. Крестообразное в плане сооружение имеет 11 м длины, 9 м ширины и 7 м высоты.
       Стоящие в зале довольно красивые пилоны посредством подпружных арок несут сводчатое перекрытие. С западной стороны имеется дверной проем. Два небольших окна расположены в Южной стене, а три-в восточной.
       Южный фасад церкви украшают три древних, но, к сожалению, довольно разрушенных хачкара длиною 1-2 м и шириною 1 м. Отдельные орнаменты на хачкарах, а также надписи стерты. Многочисленные хачкары разных размеров украшают интерьер церкви. В кладке стен использованы древние нагробные плиты и обломки архитектурных деталей сооружений раннего периода. Широко используя камни разрушенных зданий, строители как будто хотели подчеркнуть этим, что комплекс основан на месте существовавшего ранее известного культового очага.
       Притвор церкви пустыни Кусаноц представляет собой прямоугольную в плане сводчатую залу длиною 6 м и шириною 9 м. Он служил родовой усыпальницей Мелик-Шахназарянов. Здесь находятся могилы вардапета Манвела, меликов Мирзы, Хусейна, Овсепа и их супруг.
       В истории многовековой борьбы против иноземных захватчиков смелостью своей и патриотизмом особо прославились мелик Варанды Хусейн и дочь его Гаянэ.
       Память о храбрых женщинах Гаянэ и ее матери Анны Хатун свято хранится в народных преданиях, а о мелике Хусейне красноречиво говорит надпись на его надгробии, расположенном в усыпальнице,
       Спою песню хвалебную
       о мелике Хусейне
       На надгробии его высекаю.
       Был он владыкой всей Варанды
       С тридцатью пятью селениями.
       И стол его был полон хлеба
       и всем он подавал милостыню.
       Внешностью был он прекрасен.
       Гордостью являлся армянской нации.
       В битвах беспощадно убивал персов.
        Храбро воевал с османцами проклятыми,
       Не платил он дани ни одному царю,
       Был мощным оплотом всейстраны.
       Подобно Рузан, пожертвовавшей собой ради спасения родины от татаро-монгольских полчищ, Гаянэ также боролась против турецких завоевателей. Образ прекрасной Рузан воодушевил знаменитого прозаика Мурацана на создание одноименной исторической драмы. О подвиге Гаянэ рассказывает роман Лео «Дочь мелика».
       В южной части деревни расположен дворец мелика Баги, состоящий из нескольких глхатунов, сооруженных из камня. Эти комнаты частично сохранились и могут дать богатый материал исследователям архитектуры народных жилищ.
       В первой четверти XIX века полководец В. Мадатов, уроженец деревни Мадаткенд, построил над одним из указанных глхатунов замок. Но от этой постройки не осталось и следа.
       В западной части деревни к огромной скале примыкает дворец мелика Хусейна I. Комплекс в конце прошлого века был полностью разрушен. К северу от скалы, у крепостных стен находится дворец Мелика Шахназара II, состоящий из нескольких глхатунов и сводчатых комнат. Над главным входом была следующая надпись; «Здание это является дворцом мелика Шахназара, сына Сеинбека. (В лето) 1235 (1786 г.),
       Меликские дворцы-амараты, построенные народными мастерами, являются типичными образцами народного глхатуна и отличаются от обыкновенных жилищ более удобным расположением, обширностью, монументальностью и большим количеством комнат.
       В меликских глхатунах вместо деревянных часто использовались каменные конструкции, которые по форме и функциям не отличались от деревянных и лишь придавали интерьеру более монументальный вид.
       Огромную площадь в юго-восточной части Аветараноц-Чанахчи занимает старинное кладбище с довольно интересными надгробьями, покрытыми светскими рельефами. В конце XIX века Е. Лалаян писал о Чанахчи: «Ныне Чанахчи более походит на гюхакахак. Многочисленные красивые и убранные европейскому вкусу дома, довольно благовидные магазины полностью изменили вид деревин. В деревне действуют также три шелковые фабрики, которые имели и имеют большое влияние на экономическое и моральное «состояние деревни. Чанахчи является также излюбленным местом отдыха шушинцев».
        Кроме описанных, в окрестностях Аветараноца зафиксированы также следующие памятники:
        Цкоре. Селище, находится в 5 км к западу Аветараноца. Заметны остатки жилых зданий. Остались также следы церкви с названием Сана.
        Охотке . Древняя и большая церковь. О ее существовании свидетельствуют обрушившиеся хачкары, фрагменты надписей. Вокруг разбросаны надгробия старинного кладбища. Памятник расположен в 7 км к югу от Аветараноца.
        Церковь Сурб Ованеса . Сохранилась полностью. В окрестности разбросаны хачкары, надгробья, заметны следы различных сооружений. Находится приблизительно в 6 км к востоку от деревни.
        Хачхут (холм креста). Святыня с хачкарами , типичными для IX — X веков. Надписи на хачкарах стерлись. Местные жители называют памятник и Эшхачхут. Находится у подножья горы Кирс, в 6 км от Аветараноца.
        Путкар . Селище с древним кладбищем и церковью с названием Куквен (кукушиная). Расположено в 7 км от Аветараноца, в окрестности деревни Схнах.
        Каркап Хач . Местность называется и Етеджут. Находится в 5 км к западу от деревни, у подножья Кирса.
        Хачблур (холм креста). Кладбище по традиций считается меликским. Раскинуто недалеко от Аветараноца, в 1,5 км к западу от деревни.
        Клен хут (холм Балы). Остатки древнего с кладбищем и развалинами культовых сооружений, сросшиеся с лесом. Находится в 5 км к западу от деревни.
        Овраг Хусейна . Летняя дача знаменитого мелика Варанды Хусейна, рядом течет студеный родник. Находится у подножья одного из отрогов Кирского хребта. Местность господствует над окружением и отличается прохладным климатом.
        Елахавар. Наблюдательный пункт. Находится в Аветараноце, у пустыни Кусаноц. Представляет собой круглую площадку, построенную из камня.
        Ехцу дзор ('ущелье церкви). Находится в 3 км к востоку от деревни. На склоне ущелья остаются развалины церкви, построенной тесаными каменными блоками.
        Глхатун. Полуподвальные жилища меликов Варанды. Уцелели полностью и используются колхозом под складские помещения.
        Церковь. Находится к востоку от деревни, на обочине дороги, ведущей в Степанакерт. Сохранились лишь основания стен. Согласно надписи построена в XIII веке.
        Гогавор камурдж ( вогнутый мост). Перекинут через речку Аветараноц, находится в нижней части деревни. Однопролетный мост, согласно надписи, был построен в 1640 году. Другой мост, тоже перекинутый через эту речку, находится выше деревни. Построен в XVII в. в период расцвета меликства Варанды.
        Тту джур (кислая вода). Минеральный источник. Находится в 10 км от деревни, у подножья Большого Кирса. Здесь некогда располагалась здравница меликов Аветараноца.
        Парав хач (старинный крест). Хачкар средних размеров. Орнаменты указывают на X в. Находится у деревни Неркин Сизнек.
        Степани ахпюр (родник Степана). Находится в 6 км к северо-западу от деревни.
        Баштунц ахпюр (родник рода Баштунц). Сооружен из камня. Славится кристально прозрачной и студеной водой. Находится в 3 км к востоку от деревни.
        Салкари ахпюр (от арм. сал кар — плита, гладкий камень). Расположен вблизи деревни на расстоянии одного км к востоку от Баштунц ахпюра в красивом овраге.
        Зоратап (от арм. зор, зорк — войско, тап— поле). Между селениями Аветараноц и Схнах все еще заметны следы одной из укрепленных стоянок — схнахов Карабаха. В центре памятника образовалась огромная куча камней от разрушенных сооружений. На втором плане виднеются развалины различных сооружений. В левой стороне прослеживаются остатки зданий и разрушенных оград. В качестве строительного материала был использован местный камень сероватого оттенка.
        Крепостные стены или оборонительные сооружения. Стены длиною 1,5 — 2 км, охватывающие меликскую резиденцию Аветараноц, были построены при мелике Шахназаре II в XVII веке. От мощной оборонительной системы сейчас сохранилось немногое. Особый интерес представляют многоарочные входы, круглые полые башни, водопровод. Венцом этих сооружений является пустыня Кусаноц, которая стоит в центре оборонительной системы и походит на цитадель. Ширина крепостных стен доходит до 1,5 м, высота— 5 м. В цитадели хорошо сохранились водопровод, бассейн и подземный ход. Крепость имела также несколько потайных входов и дополнительные ворота в юго-восточной части.

СХНАХ
       Основным защитным форпостом княжеского центра — Аветараноца являлось укрепление Схнах. Из ценных документов, обнаруженных в архивах Ленинграда и Тбилиси, выяснилось, что в начале XVII века Схнах был перестроен и расширен маликом Аваном Юзбаши. Что здесь располагался гарнизон для защиты подтверждается, наличием более древних остатков, чем построения оборонительной системы Авана-Юзбаши.
       Протянувшиеся по краю оврага и по склонам холмов крепостные ограды и многочисленные укрепленные жилища указывают на то, что Схнах был изолирован от внешнего мира мощным заслоном.
       Впоследствии, после разрушений, руины крепости превратились в своеобразный карьер для строительных нужд окрестных крестьян.
       В 1968 году в Схнахе было зафиксировано несколько глхатунов. Правда, их перекрытия уже были обрушены, но крепкие, построенные из камня на известковом растворе стены все еще стояли. Квадратные в плане, как и многие народные жилища Карабаха, они имели в обязательном порядке бухари-камины и пытрханы (ниши).

ТРНАВАЗ — КАРМИР ГЮХ
       В 2 — 3 км к северо-западу от Кармир гюха в святыне Хачен так (под крестом), или Ыхен сохраняются следы древнего поселения, обширное кладбище, полуразрушенная церковь и несколько хачкаров. Прослеживаются несущие стены крупных сооружений, находящихся в непосредственной близости от церкви.
       Время разрушения поселения трудно определить, но, согласно преданию, священник тэр Артавазд собрал в лесах, оставшихся в живых односельчан и обосновался на месте нынешней деревни Кармир гюх, имеющей весьма благоприятные природные и климатические условия.
       Деревню назвали именем священника тэр Артавазда. Как это часто случается, с течением времени название деревни претерпевает ряд изменений и искажается (сначала становится Дераваз, затем — Трнаваз, или Дрнаваз, а соседи магометане называют Кешишкенд, т. е. деревня священника). Письменные сведения о ее установлении не сохранились, однако, судя по надписям на надгробиях, время основания поселения относится ко второй половине XVI в. Древняя церковь продержалась до 30-х годов. Новый храм Сурб Аствацацин был построен в 1841 г. Представляет однонефную базилику со сводчатым перекрытием, осуществлена из простых неотесанных камней. Название Кармир было дано деревне в день установления Нагорного Карабаха как автономной области (7 июля 1923 г.), за выполнение первыми в области планов по заготовке зерна, а также за активное участие в революционном движении.
       Теперь о памятниках древнего поселения Хачен так. Что это за крест, именем которого названо поселение? До сих пор здесь сохраняются хачкары в нишах, которые местные жители называют Теми. Они по праву считаются наилучшими из девяти аналогичных памятников, встречаемых в Арцах-Карабахе. В недалеком прошлом вблизи полуразрушенной церкви поселения находилась ниша с арочным верхом, внутри которой были установлены три хачкара. На одном из хачкаров высечена надпись: «В лето 520 (1071 г.). Волею всемогущего бога, я...Григор... бога, собратья... сей крест во время господства... и при патриаршестве... Ованеса, тэр Нерсеса... молитесь». Высота Теми равнялась 5 м, ширина— 3 м, а толщина стен 2 м. Бесследно исчезли камни Теми с эпиграфическими надписями, а три хачкара свалены в развалинах недалеко от памятника-стелы. Два из них полностью уцелели, а третий хачкар сломан в нескольких местах.

ШОШКАВАНК
       В поселении Хачмач (деревня среди крестов) и его окрестностях расположено множество памятников старины. Это монастырь Шошка с четырьмя хачкарами в нишах, церковь Сурб Аствацацин, или Степаноса, селище и старинное кладбище.
       Приходскую церковь деревни Сурб Степаноса согласно сохранившейся надписи построили «...мастер Усеп и Геворг... в лето 1100 (1651 г.)». Это однонефная базилика, сооруженная из местного колотого камня. В прошлом в церкви хранились два рукописных сборника псалмов и Евангелие на пергаменте.
       Среди памятников Варанды важное место занимает церковь-монастырь, расположенный недалеко от Хачмача на одном из горных хребтов. Поскольку он находится между поселениями Мсмана и Каваан, церковь с одинаковым успехом причисляется к достопримечательностям обеих деревень. С монастыря Шошка просматривается чудесная панорама поселения и долины рек Варанда и Амарас. При тщательном изучении местности обнаруживается, что культовое сооружение здесь существовало еще в раннем средневековье. В последующие века, подобно многочисленным памятникам, этот монастырь основательно разрушился во время нашествия турецких полчищ. Настоящая церковь была перестроена в XVII веке. В кладке его стен использованы камни прежних сооружений, а также множество средневековых хачкаров и надгробных памятников. Церковь представляет собой небольшое однонефное сооружение (внешние размеры 9,19 х 6,25 м). В восточной части прямоугольного в плане молельного зала расположена алтарная апсида. Сводчатое перекрытие опирается на пару пилонов. Церковь имеет алтарную бему, украшенную изображениями крестов, три окна, дверь с западной стороны, выходящую к разрушенному притвору. Окаймления окон, дверей, арок и пилонов — из чистотесанного камня, а кладка стен — из необработанного камня матового оттенка. Вокруг церкви заметны следы разрушенных сооружений: вероятно, притвора, хозяйственных и жилых помещений.
САРУШЕН
       Среди памятников Сарушена примечательна приходская церковь Аменапркича (Всеспасителя). Она сооружена из известкового камня светло-хромового цвета и имеет композицию сводчатой залы. Надпись на большой плите-тимпане сообщает, что во второй половине XIX века старинная церковь была восстановлена при содействии Григора Айвазянца, благодаря чему она стала одним из красивейших сооружений провинции.
       «В этой церкви,—писал М. Бархударянц,— хранится прославленное рукописное Евангелие Сарушена, к которому идут на паломничество не только со всех сторон Арцаха, но и из Баку, Тифлиса и даже мусульмане. Евангелие написано на пергаменте, имеет довольно большие размеры и снабжено изображениями вардапетов Аристакеса, Врданеса и Степаноса...».
       Довольно интересной является памятная запись о спасении Евангелия. «В лето господское 1827 в лето (армянское) 1276 святое Евангелие попало в плен в Персию. Я, житель Карабахской крепости Шуши Мирза Оганесян-Заркарянц увидел святое Евангелие в руках у нечестивых инородных в городе Тебризе и купил его на свои честно заработанные деньги, принес в крепость Шуши и оставил там, где и было раньше. И ныне, 22 мая 1833 года во исполнение нашего завета восстановили и сделали Евангелие ещё богаче в память всех живых и покойных наших... Мирза Оганесян».
       Стоит упомянуть и о прежнем двухэтажном здании сарушенской школы, построенной в конце прошлого века на средства Г.Айвазянца. Здание состоит из четырех комнат, большого зала и красивого вестибюля.
       Одним из наилучших памятников-родников долины Варанда является каменный родник Сарушена Варарахпюр (полноводный родник). У его истоков воздвигнуты старинные хачкары.
       Но гордостью Сарушена является церковь Пирумашен, расположенная в нескольких километрах от деревни на левой обочине дороги, ведущей в Степанакерт. Кроме церкви, сохранились незначительные остатки жилых и хозяйственных помещений. В последние годы в этой местности были открыты основания нескольких еще более древних зданий - базиличных сооружений VII — XIII веков. По мнению исследователей, здесь существовало обширное поселение с несколькими церквами, мастерскими и оборонительными сооружениями. Поселение в устных преданиях местных жителей называется Пирумашен. В XVI веке вторгшиеся в Карабах турецкие завоеватели заперли всех жителей Пирумашена в церкви и сожгли.
       Сохранившаяся церковь представляет собой однонефную базилику с довольно толстыми стенами, высокими нишами, подковообразной бемой, приделами, с полуцилиндрическим сводом. Здание покрыто двускатной крышей.

ПАМЯТНИКИ КАРКАРСКОЙ ДОЛИНЫ
       Река Каркар берет свое начало с северных склонов Кирса на высоте 2300 м. Спускаясь, Каркар пополняется водами речки Карин так и минеральных источников Тту джур. Затем течет на северо-восток через ущелье южнее Шуши, проходит восточнее Степанакерта и, пересекая Аскеранский район, выходит на Арцах-Карабахскую равнину, где ее воды используются для орошения.
       Название свое река получила из-за каменистого русла (каркар по арм. — каменистый).
       На участке Степанакерт — Норагюх в реку впадают притоки Трагет и Патара. Общая длина реки составляет 115 км, площадь бассейна (по А. Эссену)—2241 кв. км. Режим ее неустойчив, среднегодовой сток составляет 60,1 млн. куб. м .
       В Каркарской долине еще до нашей эры существовал ряд больших поселений. Об этом красноречиво свидетельствуют найденные в памятниках Степанакерта, Киркижана, Ходжалу, Майраберда, Кахакатеха, Тандзута, Трагета предметы материальной культуры доисторического времени, детали армянской архитектуры раннего периода.
       В верхней части плодородной долины расположен Шуши со своими шестью церквами, тремя мечетями, мощной оборонительной системой, прекрасными памятниками народного зодчества; Карин так с пещерными жилищами; Степанакерт с селищами Согомони шен, Неркин шен, Варарак, мостом Мази, пятью сохранившимися и разрушенными церквами, могильным полем раннеармянской эпохи (V — IV вв. до н. э.), где были найдены орудия труда, оружие, статуэтки, предметы бытового назначения, поливные чаши; Хнацах с селищем Кахакатех; Зарист с селищем Караата, где было найдено множество хачкаров; Патара с монастырем Оцка, церквами Хоравонд, Дрбасут, архитектурными комплексами Пркич, Церанаатак, Охты ехци; Улупап с монастырем Сурб Геворга или Пткесберк; Хндзристан с маслодавильней, дворцами меликов Хачена; Норагюх с памятником Уни хач; Дархав со святынями Срен наатак и Пршнун наатак; Ханцк с церковью Сурб Степанос и хачкарами X — XII веков; Дрнаваз с церквами Сурб Аствацацин и Агин наатак; Варазабун (Аранзамин) с базиликой Аствацацин; Дахраз и Кятук с часовнями Кармир Аветаран и Рипсимэ; Шош с тремя церквами XIII — XVII веков; Арав с монастырем Бовурхан; Рев с церковью Ангац, селищем Ппеншен; Аскеран с крепостными стенами Майраберда; Караглух с крепостью Шикакар и десятками хачкаров.

БОВУРХАНАВАНК
       Монастырский комплекс находится между поселениями Нинги, Арав, Красни, Карашен и Кармир гюх на высоте 1700 м над уровнем моря, на северном склоне горы Бовурхан. Благодаря тому, что комплекс расположен вблизи живописного оврага, создалось гармоничное созвучие архитектурного произведения с окружающей природой.
       Крепость-монастырь основал Багр-князь Варанды, один из известных меликов княжеского рода Шахназарянов. Он имел также титул хана. В литературе упоминается мелик Багр-хан Шахназарян. Он властвовал в первой половине XVII в. вплоть до 1646 г. Гора вместе с крепостью-монастырем именем мелика названа Багрхан. Название впоследствии исказилось и превратилось в Бурухан, Боврхан, Бовурхан.
       Комплекс состоит из церкви, нескольких жилых, хозяйственных и производственных Помещений, окруженных крепостными стенами с башнями. К сожалению, монастырские сооружения частично или полностью разрушены, затерялись в кустарниках и посреди деревьев, что мешает составлению полного представления об архитектурном ансамбле. Сравнительно хорошо сохранилась церковь в восточной части, представляющая собой однонефную базилику (размеры 9 х 5,6 м). Свод опирается на единственную подпружную арку. В полуциркульный свод алтарной апсиды продолговатой молельной залы встроены две квадратные ниши. К церкви с севера примыкает ризница, дверной проем которой находится внутри церкви..
       Все данные указывают на то, что церковь была построена в XVII веке. В конце прошлого века М. Бархударянц увидел два хачкара с фрагментарными надписями. На одном было начертано: «Сей крест дома Арцах...», на другом, маленьком хачкаре — «Сей крест (воздвиг) Я, Б. А.». Хачкары с указанными надписями ныне утеряны.
       Достойна внимания комната настоятеля монастыря. Она находится в западной части комплекса, около крепостной стены. Дверь, открывающаяся с востока, связывает ее с двором и монастырскими помещениями. Это также однонефная, со сводчатым перекрытием зала, сооруженная из необработанных камней. Во внутренние стены встроено несколько ниш-пытрханов. Единственное окно с широким проемом расположено в восточной стене, напротив входа. Среди памятников монастыря особый интерес представляет западная часть крепостной стены, где находится круглая башня. Встроенная в башню комната овальной формы (диаметр 2,4 м) сохранилась в своем первоначальном виде. На одинаковом расстоянии расположено пять окон, расширяющихся вовнутрь. Отсюда видна живописная панорама ущелья. Комната длинными проемами связывается с большой залой, протянувшейся по оси запад-восток (размеры 10,6 х 3,5 м). На внутренних и внешних ее стенах имеются многочисленные ниши и единственный сохранившийся в комплексе камин. К востоку от залы, вдоль крепостной стены расположены четыре почти одинаковые кельи со сводчатым перекрытием. Две из них не имеют окон.
       Между комнатой настоятеля и продолговатой залой находится проход со сводчатым перекрытием. Сохранившиеся здесь широкие лестницы, ведущие вверх, свидетельствуют о том, что все комнаты имели второй этаж с деревянными балконами. При тщательном наблюдении выяснилось, что здания, расположенные в южной части комплекса, имели подвальные помещения, где размешались склады, стойла, конюшни и кузница. В настоящее время все они засыпаны землей.
       В монастырском комплексе первостепенное значение имела крепостная стена, охватывающая площадь 40 х 18,5 м. Аккуратно сложенная крепостная стена в северной части заменяется глыбами от скал и искривленными стенами без известкового раствора. Во дворе были также другие сооружения. Все они разрушены. Крепость-монастырь имела подземный проход и водопровод, однако следы их утеряны. В комплексе все без исключения здания сооружены из необработанного местного желтовато-белого камня. Чистотесанный камень использован только в наличниках двери и окон комнаты настоятеля. Толщина стен 0,9 — 1,2 м.
       У подножия горы Боврхан находится монастырский родник, четыре наблюдательных пункта, входящих в оборонительную систему, часовни-святыни Лери-хач (крест горы) и Анаит. Часовня Анаит находится на вершине юго-западного отрога горы Боврхан, над деревней Кармир.
       Таким образом, здешние разнообразные сооружения дают основание утверждать полифункциональность монастыря. Естественно, с самого начала монастырь являлся культовым центром, одновременно летней резиденцией меликства Варанды. Помимо этого, в первой половине XVIII в. в. монастыре-крепости временно дислоцировалась одна из воинских частей - Каркарский гарнизон. Об этом свидетельствуют письменные источники, мощные крепостные стены, которые своей прочностью отвечали требованиям военной техники того времени, а также бойницы и отверстия в стенах. Фактически, перед нами - целая система армянских оборонительных сооружений, последующее изучение которых прольет новый свет на роль и место Бовурханаванка среди аналогичных памятников Арцаха.

АРАВ
       Название деревни имеет двоякое объяснение. Первое связано с поселением Арар в Бердадзоре. В XVIII в. часть его жителей эмигрировала и, обосновавшись в Каркарской долине, дала деревне название их предыдущего поселения Арар. Однако это название, претерпев изменения, превратилось в Арав. Диалект бывших арарцев, проживающих ныне в Степанакерте, в селах Каринк, Амутук и Петросашен Гадрутского района, похож на диалект аравцев. Второе объяснение связано с часовней-святыней Сегиту, около Арава, и селищем, расположенным рядом с ним. Найденный здесь в последние годы наибольших размеров хачкар с надписью одного из князей Хахбакянов подтверждает, что это поселение в XIII в. входило в состав Хаченского княжества. Согласно надписи, Арав принадлежал Хахбакянам, а последние, как известно, были сородичами Хасан-Джалалянов. В XVI — XVII вв. Сегиту вместе с другими поселениями Каркарской долины подвергся опустошению и разорению. Чудом уцелевшие жители эмигрировали в район Вардашен на левом берегу Куры и основали новую деревню Сегиту. Однако некоторые семьи, возвратившись в родную Варанду, обосновались в южной части бывшего поселения Сегиту, расположенного на скалистом выступе и с трех сторон окруженном остро очерченными.уступами хребтов. Новая деревня была названа Арав (юг) из-за ее месторасположения.
       Об основании Арава в XVII веке свидетельствуют эпиграфические надписи как богато орнаментированных надгробных памятников на деревенском кладбище, так и на глыбе камня перед Мец бердом. К этому периоду относится также церковь Сурб Месропа, находящаяся в деревне и являющаяся однонефной базиликой со сводчатым перекрытием.

ПАМЯТНИКИ ОКРЕСТНОСТИ НАХИЧЕВАНИКА
       Село Варазабун-Аранзамин находится на восточном склоне Дрднгана. Приходская церковь Сурб Аствацацин является однонефной базиликой, сооруженной из местного базальта. Хотя сама церковь построена сравнительно недавно, стилистические особенности орнаментов на плитах, вставленных в стены, свидетельствуют о том, что в древности здесь существовало какое-то значительное сооружение.
       В окрестностях этого и соседнего поседения Дахраз находится множество памятных мест, селищ, родников, церквей и часовен. Привлекают внимание две часовни у святилища Хоба, гробница в деревне Нахиджеваник и селище Хин Кятук, следы которого можно обнаружить в нескольких сот метрах вверх от деревни Нор Кятук. «В деревне Кятук жило около 400—500 семей, но... из-за беспощадного голода и чумы они переселились в разные места».
       Обширную площадь занимают следы жилищ и кладбище с надписанными надгробиями. Среди руин поселения заметны остатки стен церкви, большая плита тимпана, на которой с трудом различаются несколько букв. Церковь назвали Спитак ол (белый козленок). Недалеко от него, на живописном холме находится почитаемая многими богомольцами святыня Зоравар.
       В деревне Дахраз неплохо сохранилась церковь Кармир Аветаран (красное Евангелие). Здание имеет сводчатое перекрытие. Стены с внешней стороны оживлены узорчатыми металлическими витражами.
       К востоку от церкви в 75 м от нее расположена другая церковь — Котрац оджах, чуть севернее нее — Гариб оджах. Церкви представляли собой базилики, на них сохранились следы перестроек XVIII — XIX вв.
       В северной части деревни Дахраз с востока на запад протянулся горный хребет, на котором расположена часовня Керц (скала). Часовня известна еще под названием Оромсим (Рипсимэ). Она сохранилась до наших дней и местными жителями почитается как святыня. Маленькое плато на вершине скалы Оромсим защищено стенами древней разрушенной крепости. Недалеко в каньоне расположен родник Берди джур (от арм. берд — крепость; джур — вода).
       О некогда существовавших на территории деревни поселениях — Коте и Юрхуджане - свидетельствуют остатки построек и одноименные каменные памятники-родники.
       Кроме указанных, в деревне Дахраз находится очень интересная пещера в скале Хорпи, которая, по всей вероятности, во время бедствий служила надежным убежищем для местного населения.
       Нынешняя церковь Дахраза—Сурб Аствацацин—была построена в лето армянское 1290 (1841 г.). Сводчатое перекрытие посредством подпружных арок опирается на настенные пилоны.
       Другая церковь — Ахен нахатак, неоднократно подвергавшаяся перестройкам, является самой древней церковью деревни. В маленькую сводчатую залу с внутренней стороны в стены вставлено несколько красивых хачкаров и плит. Рядом с церковью видны следы древнего поселения и его обширного кладбища.
       На территории деревни Нахичеваник находится скала-крепость Хашха (видимая). Здесь заметны следы древних оборонительных сооружений, наблюдательных пунктов оповестительной системы. Отсюда как на ладони видна знаменитая крепость поселок Караглух-Шикакар на левой стороне, Мец наатак — на правой, Шушинская крепость — на юго-западной стороне. А впереди раскинулась Арцахская долина. Роль наблюдательно-оповещательного пункта сыграло и небольшое укрепление Ихтыл-хаз, расположенное на холме Чахмах между деревнями Нахичеваник и Пирджамал.
       В 4 км от деревень Нахиджеваник и Пирджамал раскинулось селище Вардер. Сохранились церковь, кладбище, хачкары с надписями XII — XIII вв. и надгробные плиты. В деревне Пирджамал находятся церковь Сурб Аствацацин и древнее кладбище, где похоронены деды героев Сардарапатской битвы 1918 г. Даниел-Бека и Погос Пирумяна. В 5 км к западу от Пирджамала находится святыня Спитак кар, а в 4 км к северу от него - Нахатак.
       На территории деревень Нахичеваник и Пирджамал сохранились скальное жилище Кост Прак и скальное укрытие Цак Кар у родника Газан.

КАРАСНИ
       К юго-западу от Арава по дороге к Степанакерту, на живописном горном склоне расположена деревня Карасни. Поселение было названо в память о 40 армянских воинах, погибших около родника Карасне. Слово «карасне» представляет видоизмененную форму слова «карасун», т. е. сорок. В верхней части деревни находится церковь Сурб Рипсимэ, по архитектуре относящаяся к эпохе позднего средневековья. Здесь расположены также три хорошо сохранившиеся глхатуна, построенные в XVIII в. К западу от деревни Карасни, на правом берегу Каркара, между каменистыми холмами находится село Карашен (Дашушен), (от арм. кар — камень, шен — село).
       Здесь находится церковь Сурб Аствацацин, святыня Сурб Срабек, поселение Неркин шен, Согомони шен, двухарочный каменный мост, а также многочисленные надгробные памятники с эпиграфическими надписями. Святыня Сурб Срабек одно из известных мест паломничества Каркарской долины, особенно почиталась жителями Шуши. Поэтому шушинцы благоустроили дорогу, ведущую к ней, восстановили мост, родник-памятник, построили двухэтажный сеханатун- трапезную, украшенную орнаментированными хачкарами и эпиграфическими надписями.


СТЕПАНАКЕРТ
       Степанакерт — административный центр Нагорно-Карабахской автономной области. Город стал областным центром в 1923 году. Первый областной съезд Советов Нагорного Карабаха 6 октября того же года переименовал Ханкенди в Степанакерт в честь Степана Шаумяна. Город разложен почти в центре области, в восточной межгорной котловине Карабахского хребта, на левом берегу реки Каркар. Удобное географическое расположение, умеренный климат, солнечная и теплая безветренная погода, богатая растительность создали благоприятные жизненные условия для города.
       Город и его окрестности богаты археологическими, историко-архитектурными и декоративно-монументальными памятниками искусства. Обнаруженные на территории Степанакерта археологические материалы подтверждают существование здесь древнейшего поселения, сыгравшего значительную роль в жизни его жителей. Первые факты, говорящие о существовании древнего поселения на территории Степанакерта, были выявлены в 1938 г. археологом Я. Гуммелем. Во время раскопок здесь были обнаружены следы оборонительных стен, гончарные мастерские, ряд погребений. Богатый археологический материал (каменные орудия, бронзовое оружие, браслеты, бусы из драгоценных камней, многочисленные образцы материальной культуры раннеармянской эпохи) хранится в областном музее.
       В конце XVIII века на месте древнего армянского поселения была основана зимовка Шушинского хана с названием Ханабах. Эту местность на северо-восточной окраине города степнакертцы и поныне называют Ханен бах. В дальнейшем, когда хану удалось подчинить находившееся рядом армянское село Бахин шен, его переименовали в Ханкенди, дословно - село хана. В 1847 г. у средневековой армянской деревни Вараракн была построена казарма для русского гарнизона. На территории нынешнего города существовали и деревни Неркин-шен, Согомони-шен, жители которых в середине XIX века переселились в Шуши. Сохранились следы мельниц, церквей и жилищ этих деревень.
       Церковь деревни Вараракн (поселение занимало центральный квартал нынешнего города) представляло собой трехнефную базилику с прямоугольным планом. Она была разобрана в 30-х годах. А на ее основании в 50-х годах было построено фойе Степанакертского армянского драматического театра. Церковь Киркижана Сурб Аствацацин (XVI в.) и однонефная базилика (XIX в.) Пахлура хорошо сохранились.
       Южнее Степанакерта, на р. Каркар сохранились три однопролетных моста, перекинутых через реку. Один из них был построен в XIII веке, остальные два — в XIX веке.
       В черте Степанакерта и его окрестностях есть другие памятники, из которых наибольший интерес представляет кладбище поселения Мракац. Надгробные памятники, многочисленные и разнообразные хачкары отличаются мастерством обработки камня, с множеством еще неизученных эпиграфических надписей. Аналогичные мемориальные хачкары встречаются в урочищах сел Джамилу и Гайлатун — Кесалар, находящиеся в западной части Степанакерта. Правда, эти стелы не несут на себе горячего дыхания армянского ренессанса XIII в. и не отличаются таким изяществом исполнения, как хачкары Дадиванка, Гтчаванка. Однако по своей орнаментике, обилию человеческих изображений (особенно всадников) и содержательным надписям, их можно причислить к наилучшим образцам армянской монументальной пластики XIV — XVII вв.


МАЗИ КАМУРДЖ
       Контрасты природы горного края в древности создавали немалые трудности для сообщения. Многочисленные горные реки, речушки и ручейки во время весенних и осенних разливов становились почти непроходимыми. Вот почему в Арцахе, как и в других областях Армении, с древнейших времен уделялось особое внимание мостостроительству.
       Среди мостов на Каркаре, пожалуй, самым интересным является мост Мази, который хотя и прост по конструкции, но имеет ряд преимуществ (удачный выбор местности, рациональное использование стройматериалов, выразительность архитектурных форм), благодаря которым мост занял достойное место в истории мостостроительства в Армении.
       Построенный в первой четверти XVIII века по предложению Авана-Юзбаши однопролетный мост Мази имеет ширину 7 м, высоту — 3,5 м, расстояние же между устоями моста составляет 5,0 м.
       Мост построен из известкового камня с карьера местности Зарун-айги. Щековые стены моста сооружены полуобработанными, а арочный пролет — отесанными камнями. Такое сочетание, кроме конструктивного назначения, оживляло плоскости фасадов. Арка пролета отступает на 10 см глубже в отношении щековой стены. Центр арки совпадает с отметкой верха устоев.
       Толщина арочного пролета совсем небольшая, поэтому в народе мост называют Мази (от арм. маз — волос). Мост функционирует и поныне. По нему из Степанакерта в Шуши, Горис и другие пункты направляются современные транспортные средства, в том числе и тяжелые «Белазы» и гусеничные тракторы.
       Основания устоев стоят прямо на природной скале, река же углубилась в нее почти на 10 метров.
       Армянские мосты, по выражению П. В. Щусева, «...принадлежат к числу самых ценных произведений всемирной архитектуры»

МЫ И НАШИ ГОРЫ
       При въезде в Степанакерт, в правой части автострады, на вершине холма, окруженного зелеными кустами, возвышается своеобразный монумент. Он хотя и не имеет древней истории, но за короткое время стал символом областного центра, как скажем, Девичья башня в Баку или памятник Сасунци Давиду в Ереване. «Мы и наши горы» — так назвал свое произведение талантливый скульптор, народный художник Армянской ССР Саргис Багдасарян.
       Изваянный из октемберянского красноватого туфа, памятник представляет двух пожилых карабахцев в народном одеянии. Муж и жена — карабахцы — как бы вросли в гору (статуи не имеют постамента), они рождены горами и также сродни друг другу, как сами горы. Смотрят они на мир с тысячелетней дали пройденного пути и в их взгляде - непоколебимая воля и спокойствие.
       Глубина замысла и монументальность форм придают скульптуре величественный вид.
       Газета «Правда», высоко оценивая достоинства этого памятника, одновременно отметила, что он является «первым памятником мира, построенным в честь долгожителей». А журнал «Советский союз» издал цветную фотографию памятника. По числу долгожителей в возрасте более 100 лет Нагорный Карабах занимает первое место в мире. Недаром край называют «эпицентром долгожителей планеты». Одновременно Нагорный Карабах является «рекордсменом» СССР по долгожительству. Здесь на каждые сто тысяч приходится 152 чел. в возрасте ста и более лет.
ПАМЯТНИК БЕССМЕРТИЯ
       Вечную память о воинах-героях сохранит в своем сердце Карабах, оплакивающий тысячи своих сынов, погибших за свободу и независимость Родины в Великой Отечественной войне. Об этом свидетельствуют более чем 200 памятников-монументов, мемориалов, музеев, памятных родников, воздвигнутых на народные средства. Они призваны рассказать грядущим поколениям о героях, отдавших жизнь за Родину, о народной гордости и народном горе.
       Только из деревни Чартар Мартунинского района пошли на войну 1018 храбрых юношей, 493 из них пали на поле боя. На средства трудящихся деревни был построен величественный мемориальный комплекс, увековечивающий память погибших чартарцев. На войну из Гадрутского района пошли 8267 человек, из которых не вернулись 3952. В их память были воздвигнуты мемориалы в Гадруте, Тохе, Мец Тах-ларе, Туми, Баназуре, Аракюле, Азохе, Тахоте, Мохренесе и ряде других деревень.
       Но самый величественный мемориал в память 22 тыс. карабахцев, погибших на священных полях Великой Отечественной войны, находится в парке Победы в Степанакерте. Его можно считать одним из лучших среди аналогичных "памятников в стране. Он расположен у южных ворот города, в 400 м от моста Мази, напротив областной больницы. В центре мемориала высится аккумулирующий весь композиционный замысел обелиск высотою 21 м, разделяющий памятник на три основные части. Сильное эмоциональное воздействие оказывают воздвигнутые по обеим сторонам обелиска шесть пилонов из черного туфа и вечный огонь, освещающий своим пламенем мраморную площадь в 1600 м 2 . Панорама эта становится еще более выразительной благодаря треугольным стенам-перегородкам, разделяющим парадные лестницы на пять равных частей, символизирующих пять районов области. Таким предстает памятник посетителю со стороны главного фасада. При ознакомлении со второй частью комплекса становится ясно, почему именно данная местность была избрана для создания мемориала. В годы войны областная больница была превращена в госпиталь и с фронта сюда привозили тяжело-раненных. Упорная борьба за жизнь бойцов, к сожалению, не всегда завершалась победой и, постепенно, на противоположном холме образовалось кладбище — Братская могила. Оно и явилось второй частью мемориала, где на гранитных плитах написаны фамилии воинов различных национальностей.
       Третья составная часть мемориала расположена на правом крыле площади. Здесь находится каскадный бассейн с мощным фонтаном и семи плакучими родниками, построенными в стиле традиционных армянских памятников и классического орнаментального искусства. На Триумфальной стене — масштабные барельефы на тему победы. На гранитных постаментах чеканные портреты карабахцев — Героев Советского Союза.
       Экспонаты и стенды мемориала рассказывают о подвигах храбрых сыновей-армян Карабаха в битвах Великой Отечественной войны. Из ушедших на войну 45 тыс. карабахцев (что составляло 35% населения области) 15 тыс. были награждены орденами и медалями, 21 человек удостоены звания Героя Советского Союза, пятеро стали кавалерами трех орденов Славы, 23 — генералами, а Арменак Ханферянц (Сергей Худяков) стал маршалом авиации.
       Наша гордость и любовь к отважным землякам олицетворена в величественном мемориале.
Автор памятника, архитектор Ю. Акопян для осуществления своего замысла использовал зеленоватый гранит Гадрута, яркий мрамор Арава, щебень молочного цвета Зарун-айги, красный и черный туф из карьеров Армянской ССР. Мемориал вместе с окружающей живописной природой создает целостную гармонию. Общий вид и отдельные детали памятника не только не теряются в панораме города, но и гармонично вписываются в единое целое.
        Примечательно, что первый генплан Степанакерта (1926 г., арх. А. Григорян) был составлен на основе одного из вариантов генплана г. Еревана, разработанного академиком А. Таманяном. Впоследствии при пересмотре генплана Степанакерта (1938 г. арх. Слоботяник, 1968 г. арх. Б. Дадашян) таманяновские принципы остались неизменными. Ещё в 1929 — 30-е годы образовалась кругообразная в плане центральная площадь или, как говорили степанакертцы, «пяточок» (ныне сквер им. Шаумяна). От него ведут пять основных лучевых магистралей. Одна из них — проспект Кирова, тянется по оси север-восток и одновременно является входом в город. Другая — улица Октемберян, протянувшись к западу и, пересекая несколько центральных улиц, является связующим звеном между ними. От центральной площади к югу тянется красивый каньон, окаймленный проспектом Кирова и улицей Туманяна, спускающийся из старой части города. В 1960 - 70-х годах был построен общественный центр города — круглая площадь им. С. Шаумяна и расположенная к западу от нее прямоугольной конфигурации площадь им. В. И. Ленина. В городе проведены большие работы по его озеленению и благоустройству. В южной части Степанакерта, на улице Кармир банаки, рядом с аллеей расположился сквер им. Б. Кнунянца. Недалеко от площади Шаумяна раскинулся городской парк им. Н. Степаняна. В юго-восточной части, на пр. Маршала Баграмяна воздвигнут обелиск в честь 30-летия установления Советской власти в НКАО, а в северной — построен бассейн. Типовыми жилыми домами застроены южный, северо-восточный и северо-западный кварталы города, которые тремя основными магистралями связываются с центром города.
       В Степанакерте есть также ряд малых архитектурных памятников, с ярко выраженным своеобразием архитектурного замысла. Представляют определенный интерес каменный родник Три крана (арх. А. Ширинян); красиво орнаментированный родник из туфа в детском парке (арх. Ю. Акопян), Доска почета, установленная рядом с театром; родник из туфа, фонтанчики на улице Ленина и Горького, цветочная ваза на высокой каменной подставке перед зданием госбанка и другие.
       В городе воздвигнуты памятники В. Ленину, С. Шаумяну, Б. Кнунянцу, М. Азизбекову, А. Мясникяну, М. Горькому, А. Рубену, Акопу Акопяну, Мурацану, а также в память павших воинов 11 Красной Армии.

ХНАЦАХ
       Хнацах (старое название Покр Хмаат) находится в пяти км к северо-западу от Степанакерта. Наибольший интерес представляет церковь Сурб Аствацацин (размеры 18,8 х 10,6 м). Это трехнефная базилика, четыре пилона которой соединяются с пристенными пилонами посредством арок. Крестообразные в плане пилоны, расположенные парами, разделяют молельню на три нефа со сводчатыми перекрытиями. По обеим сторонам алтаря расположены прямоугольные приделы со сводами. Здание построено из базальта. Строительство длилось три года и было завершено в 1740 г. О.тличается своей архитектурной строгостью, за исключением декоративно отделанного южного портала. Монументальное здание храма, удачно вписавшись в ландшафт, составляет единое целое вместе с окружающими жилыми и общественными зданиями.
       В прошлом в этой церкви хранились рукописи «Грагир чашоц» и «Грагир Аветаран». «Грагир чашоц» представляет собой избранную и толстую книгу... отлично исполнены миниатюрные рисунки, узоры, цветы и изображения птиц. Использованы хорошие краски и позолота'.
       Небольшое плато, расположенное к северу от Хнацаха и изолированное с трех сторон, известно под названием Кахакатех (городище). При пахоте здесь часто выходят наружу глиняные сосуды различных форм и размеров, каменные зернотерки, медные и серебряные монеты. Вокруг Кахакатеха раскинуто обширное кладбище. Повыше Кахакатеха, на холме стоял хачкар средних размеров. Стилистические особенности его орнаментации указывали на XIII в.
       Следы поселений, часовен и других монастырских сооружений были зафиксированы в местностях Банвор Нан, Джалал-Хасан. Древнее кладбище с хачкарами раскинулось на склоне правобережного холма Трагета.
       В истории освободительной борьбы Арцах — Карабаха упоминается пещера Цак кар, расположенная в западной части Хнацаха, на склоне горы Бевератап. В годы бедствий пещера служила надежным укрытием. Вековые густые деревья, выросшие у входа в пещеру, скрывают ее от постороннего глаза и делают вход невидимым.

ПАЛУДЖА
       Справа от Хнацаха находится деревня Палуджа, Балуджа (старинные названия - Колавар, Мец Хмаат). Расположенная здесь церковь Сурб Аствацацин является памятником XIX века. Это трехнефная базилика (размеры 20,1 х 11,45 м), сводчатое перекрытие которой опирается на четыре пилона, соединенные между собой арками и пристенными пилонами. По обеим сторонам молельного зала расположены приделы. Церковь построена из чистотесанного известкового камня. Отличаясь величественной простотой, монументальностью и строгостью форм, она считается одним из лучших памятников Каркарской долины.
       В интерьере храма привлекают внимание интересная орнаментация и сюжетные рельефы на классические национальные мотивы, которыми покрыты проемы и портал. Из декоративных украшений, несомненно, наиболее впечатляющим является изображение змеи на южной стене молельного зала около двух окон. Это второй памятник в Нагорном Карабахе (после церкви Цахкаванк в деревне Цакури Гадрутского района), где встречается изображение змеи .
       Из памятников Палуджи достойны внимания четыре поселения. Первое Колавар со своим древним кладбищем и еще более древней церковью Сурб Ванес. Находится оно недалеко от церкви в живописной местности. Церковь представляет собой типичную базилику эпохи средневековья, со сводчатым перекрытием. Письменные источники свидетельствуют, что защитники родного края свою преданность и верность закрепляли клятвой — «Сурб Ванес свидетель». На кладбище захоронены воины-добровольцы из Палуджа, павшие в русско-персидской войне (начало XIX в.). Об этом говорят эпиграфические надписи на их надгробных плитах.
       Второе поселение с древним кладбищем и разрушенной церковью находилось к западу от Палуджи и называлось Алуханашен.
       Третье поселение — Тамци ехци, находится на правом берегу Црцагета. Здесь сохранились развалины Хангац ехци и другие сооружения, а также обширное кладбище, хачкары.
       Четвертое поселение — Млкунц было раскинуто в местности Гомерашен, между деревнями Палуджа и Хнацах.
       В этих поселениях повсюду встречаются орнаментированные хачкары, датированные XII — XIII веками, эпиграфические надписи, отесанные камни, надгробные плиты, развалины многочисленных сооружений, в том числе отдельные уцелевшие части крепостных стен.

ТАРААВ-ДАРААВ
       Древнее название Тараав, претерпев изменения, превратилось в Дараав (упоминается в составленном в XVII в. списке деревень Хачена, поставляющих налоги церквам).
       Судя по эпиграфическим надписям XIII в., хачкарам и остаткам культовых сооружений, поселение находилось недалеко от прежней деревни на плато Карен глух, надежно окруженного высокими хребтами гор.
       Около развалин древней церкви из трех ниш с хачкарами (теми) сохранилась только одна. Датируется ниша 1276 г., в нее вставлены два богато орнаментированных хачкара . Она воздвигнута на двухступенчатом цоколе и завершается двускатным карнизом. Оба хачкара, отличаясь изысканностью исполнения, относятся к наилучшим образцам скульптурного искусства средневековой Армении.
       По-видимому, во времена меликов в XVII веке Тараав-Дараав спустился с плато Карен глух и раскинулся на склоне холма.
       Расположенная здесь церковь Сурб Ованеса представляет собой однонефную, прямоугольную в плане базилику (размеры 17,4 х 8,6 м). Согласно эпиграфическим надписям, она была построена из грубоотесанных и необработанных местных камней в 1885 г. Двускатная крыша опирается на арки, соединяющие три пары пилонов. В окрестности поселения Карен глух рядом с гигантским деревом, которое и дало название, находится часовня Бршни. Сохранился небольшой склеп, который, согласно надписи на фасадном камне, был построен Андри, Степаном и Арзманом Йсраелянами.
       В окрестности деревни Дараав сохранились три церкви. Эти памятники, имеющие композицию сводчатых зал, согласно надписям, построены в позднем средневековье. В 5 -6 км от деревни, в живописном месте стоит сооруженное из камня сводчатое здание, называемое Нрен Наатак. Стены здания, напоминающего трапезную, украшены орнаментами. Вокруг сооружения, в лесу, едва различаются надгробия кладбища.
       В местности Ехцаох заметны развалины многочисленных сооружений, судя по которым можно заключить, что здесь некогда существовал крупный монастырский комплекс.
       Излюбленным памятником жителей Дараава является родник Раффи. Родник назван в честь выдающегося армянского писателя Раффи, который побывал в этой деревне во второй половине прошлого века. В различных пунктах Дараава находятся святыни Пршнун, пещеры Мец Караглух и Ындакар, скала, напоминающая человека, высотою 6 - 7 м и другие памятники.

ПТРЕЦИК — ПАТАРА — БАДАРА
       Эти транскрибированные синонимические названия происходят от слова патер (стены), по-видимому, в связи с тем, что в прошлом поселение было огорожено крепостными стенами. Деревня Птрецик одно из старинных поселений Арцах-Карабаха, с богатой и древней историей. Расположена она у левого берега одноименной речки и окружена сплошной зеленой зоной. Умеренный климат, великолепный воздух, студеные источники, леса, богатые съедобными травами, альпийские луга, плодовые и, в особенности, ореховые деревья... Среди всего этого крупные монастырские комплексы, поселения, древние кладбища, сотни хачкаров, полуразрушенные и хорошо сохранившиеся церкви, часовни, крепости-цитадели... Вот всего лишь неполный перечень памятников, которыми по правду гордятся жители Птрецика.
главная
Hosted by uCoz