Каментарий
Немного истории


        Нагорно-Карабахская автономная область занимает северо-восточную часть Армянского нагорья. По северо-западной части территории тянется Карабахский (древний Арцахский) хребет, от которого к востоку разветвляется ряд отрогов. У восточных границ области отроги переплетаются с Карабахской, или Муганской степью (древний Муханк). Северная граница области проходит по хребту Мров, самая высокая вершина которого — Гямиш — находится на высоте 3724 м над уровнем моря.
        Хребты и отроги сменяются глубокими живописными ущельями, более 140 реками и речушками, протекающими с запада на восток и с севера на юг.
        Нагорный Карабах богат полезными ископаемыми и лечебными водами. Известны месторождения цветных металлов, железа, пирита, гранита, мрамора, туфа, известняка, исландского шпата, каменного угля, минеральных красок.
       Климат в области в целом умеренный, хотя на больших высотах и низменностях он имеет выраженный переменный характер. Так, если среднегодовая температура по области +18,3°С, в самом холодном месяце (январе) температура воздуха составляет +1,1°С, а в самом жарком (июле) — +25,2°С, то в горных и степных районах она составляет соответственно: —2°+2,4°С (январь) и от +19,6° до +33,4°С (июль). За год в среднем выпадает 568 мм осадков.
       Леса, богатые разнообразной растительностью, занимают 37 % всей территории области. Многие растения содержат питательные, эфиромасличные, лекарственные, красительные компоненты и имеют широкое применение.
       Природно-климатические условия горного края — наличие лесов, богатых дикими плодами и ягодами, зерновых и бобовых культур, а также густого травяного покрова — благоприятствовали развитию многочисленных видов животного мира.
       Территория Нагорно-Карабахской автономной области составляет 4388 кв. км, численность населения Основную часть населения составляют армяне. В области живут также азербайджанцы, русские и представители других национальностей.
Автономная область разделена на пять районов:
Мардакертский ,
Аскеранский,
Мартунинский,
Гадрутский,
Шушинский.
       Областной центр — Степанакерт — находится на расстоянии 2816 км от Москвы, 362 км от Еревана, 392 км от Баку, 375 км от Тбилиси.
История Арцах-Карабаха, берет свое начало с незапамятных времен. Найденные в пещерах Ворван (Азох), Ццахач (Мец Таглар), унот (Карин так), Хорадзор (долина р. Тартар) древнейшие орудия и остеологический материал свидетельствуют о том, что Арцах- Карабах, как и все Закавказье, входил в природный и историко-культурный регион, где шел процесс формирования человека. Раскопки же поселений и погребений энеолита, эпохи бронзы и железа в Степанакерте, Ходжалли, Кркыжане, Амарасе, Матахисе, Чкаарте и в долине р. Ишханагет привели ученых к выводу, что древняя культура Арцаха имеет множество параллелей с памятниками Армянского нагорья того же периода и по существу они являются местными вариантами единой культуры.
        В VIII — VII вв. до н. э. Арцах входил в состав Ванского царства, о чем свидетельствуют клинообразные надписи с упоминанием области Уртехини, или Уртехе. К этому названию восходит армянское традиционное название Арцах. После падения Ванского царства Арцах входил в состав армянского царства Ервандуни.
       Страбон в своем известном труде «География» сообщает сведения об Арцахе, входившем в состав Великой Армении. Он отмечает, что это плодородная страна и что во время войны она поставляла многочисленную конницу.
       В Армянское централизованное государство, образованное во II в. до н. э., как исконная армянская область династией своих правителей — Араншахиков, вошел и Арцах и оставался в его составе до начала V в. н. э., т.е. до падения царства армянских Аршакуни.
       После этого из областей Восточной Армении — Арцаха, Утика и за курской Албании, находившихся под владычеством Ирана, было создано марзпанство, которое стало называться Агванком (по-армянски) или Арраном (по-персидски).
       На заре IV в. н. э. в Арцахе распространяется христианство. В начале же V в. н. э. здесь, как и в других областях исторической Армении, начинается общий подъем культуры, связанный с изобретением и распространением армянской письменности.
       После крупного антиперсидского восстания в V в., известного в истории как Священная Вардановская война, Персия вынуждена была отказаться от политики насильственного распространения зороастрийской религии в Армении. В этой борьбе деятельное участие принял и Арцах, особенно его прославленная конница. После восстания значительная часть армянских войск скрылась в неприступных крепостях и густых лесах Арцаха и отсюда продолжала партизанскую борьбу против иноземного ига. Приблизительно к концу этого века Арцах приобрел определенную самостоятельность внутри марзпанства, здесь было провозглашено царство. Основанное Вачаганом Благочестивым, это государство имело самостоятельное управление, отразившееся в «конституционных канонах». Во время царствования Вачагана Благочестивого наблюдается небывалый доселе расцвет культуры и просвещения. По свидетельству летописца, в те времена в крае было построено столько церквей и монастырей, сколько дней в году.
        На первых порах арабского владычества развитие политической и культурной жизни Арцаха не было приостановлено.
        Представителям древнего рода Араншахиков, правившим Арцахом, удается продолжить свою энергичную деятельность на благо процветания родной страны. Под их покровительством развиваются и крепнут такие культурные центры, как Амарас в провинции Миус Абанд, Катарованк и Гтич в Дизаке, монастыри Урек, или Глхованк, Джрвиштик, или Сурб Егише в Мецкохманке, монастыри Сурб Акоб и Гандзасар в провинции Мецараниц, монастыри Дади и Хада в Вайкунике и т. д. В начале IX в. мужает княжеский род Араншахиков, одна ветвь правит в Хачене, в долинах рек Каркар, Хачен и Тартар, другая — в Дизаке. Араншахики прославили себя антиарабскими битвами. Правда, отважные предводители этих битв Сахл Смбатян (князь Хачена) и Есаи Абу Мусе (князь Дизака и герой легендарной обороны Гтича) в конце концов пали в результате коварства врагов, но их достойные преемники сохранили свои владения неприступными и в последующих веках.
        Начиная с X в., огромную роль в политической и культурной жизни края начинает играть княжество Хачен.
        Арцах, или Хачен в XI — XII вв. подвергается нашествию сельджукских и турецких орд. С конца XII в. Хачен входит в состав Северной Армении, освобожденной армяно-грузинским войском под предводительством Закарянов. В XIIIв, в период кратковременной мирной передышки, в крае были созданы ценные архитектурные ансамбли. И многие из них, как церковь Ованеса Мкртича в Гандзасаре (1216 —1238 гг.), соборная церковь монастыря Дади (1214 г.), главная церковь Гтчаванка (1241 —1248 гг.), соборная церковь Хадаванка (1204 г.) по праву считаются выдающимися произведениями средневековой армянской архитектуры.
        В 30 — 40 гг. XIII в. татаро-монгольские полчища завоевывают Закавказье. Благодаря усилиям суверенного князя Арцах-Хачена — Хасан-Джалала край частично удается спасти от разрушений. Но после его смерти (1261 г.) в Хачене также зверствуют завоеватели, о чем довольно подробно с болью рассказывают наши историки и авторы памятных записей.
       Положение еще более ухудшается в период владычества кочевых тюркских племен кара-коюнлу и ак-коюнлу, пришедших на смену татаро-монгольскому игу. Периодические набеги, разруха и грабежи нарушили и подорвали устои, на которых зиждился созидательный труд народа. Культурные центры пришли в запустение, значительная часть некогда благоустроенных поселков и деревень превратилась в руины. И естественно, что в крае сегодня нет ни одного памятника XV—XVI вв., который можно было бы поставить в ряд с прекрасными сооружениями предыдущих столетий.
        Во времена чужеземного ига акцентировались малые архитектурные формы — хачкары и надгробные плиты, которые в полную силу демонстрировали искусство народных умельцев, неистощимую фантазию мастеров-камнерезов.
        С конца XVI в. в Карабахе устанавливается своеобразное административно-политическое правление, которое в исторической науке получило название «меликство». Различные ветви рода Араншахиков возглавили новые независимые княжества, известные в истории под названием «меликства Хамсы». Мелики в основном опирались на укрепленные крепости и резиденции стратегического назначения схнахы. Так, крепость мелика Полистана находилась в той же провинции, недалеко от села Талиш, у монастыря Орек; крепость мелика Джраберда находилась в точке слияния реки Тартар с притоком Трги. По названию этой крепости вся провинция именовалась Джрабердом. Резиденция меликов Хачена располагалась в селе Хндзристан, а крепость под названием Улупапаберд находилась у монастыря Пткесберк на правом берегу реки Хачен. Другие крепости этого меликства— Качахакаберд, Шикакар и Хоханаберд были известны еще со времен хаченских князей. Одна из крепостей мелика Варанды находилась в селе Аветараноц, а другая Шошваберд—на месте современного города Шуши. Резиденцией меликам Дизака служило село Тох, крепость же находилась на горе Гтич с тыльной стороны монастыря Гтчаванк. Кроме этого, они имели крепости в Цоре и на горе Ванеса.
        В XVII — XVIII вв. мелики Карабаха возглавляли освободительную борьбу карабахцев против персидских и османских поработителей. Они были одними из первых, кто вместе с католикосами Гандзасара искали пути, способные навечно связать судьбу армянского народа с могущественной Россией. Однако их усилия успехом не увенчались.
       Воспользовавшись внутренней распрей, возникшей между меликами Карабаха, в 50-гг. XVIII в. предводитель кочевого племени Сарыджаллу Панах Али при поддержке мелика Варанды Шахназара II обосновывается в крепости Шоши и провозглашает себя ханом Карабаха.
        В 1805 г. Карабах добровольно вступил в состав России, что было зафиксировано в 1813 г. Гюлистанским мирным договором. Как и в других армянских областях, в Карабахе была введена новая административная система, ставившая перед народом следующие задачи: «...включиться в новую жизнь, приспособиться к новой действительности и развивать духовный потенциал в тех условиях, которые диктуют измененные обстоятельства». В 1868 г. на территории Карабаха, входившего в состав Елизаветопольской губернии, были созданы Шушинский, Джебраильский и Джеванширский уезды. Незначительная часть края была включена в состав Зангезурского уезда.
        Присоединение Карабаха к России имело важное историческое значение. С одной стороны, были навсегда прекращены набеги и опустошения персидских и турецких завоевателей и их ставленников, с другой стороны — население края тесно связало свою судьбу с великим русским народом.
        Край вступил на капиталистический путь развития. Особенно быстрыми темпами развивались ремесла, шелковые промыслы, торговля. В новых условиях благоустраивается и достигает определенного уровня развития в сравнении с общекавказским единственный город Карабаха — Шуши. Здесь издаются книги, журналы и газеты, действует знаменитая епархиальная школа. В конце XIX в. г. Шуши становится одним из передовых центров армянской культурно-просветительской жизни.
        Уже к концу XIX столетия в крае имелся ряд крупных поселений и деревень (с общественными и жилыми зданиями городского типа), построены интересные в архитектурном отношении мосты, церкви, школы, особняки. Вместе с этим, основная часть крестьянства, особенно в горных районах, была безземельной и находилась в крайне тяжелом положении
Hosted by uCoz