Каментарий
Немного истории
Нагорно-Карабахская автономная
область занимает северо-восточную часть Армянского нагорья. По северо-западной
части территории тянется Карабахский (древний Арцахский) хребет, от которого к
востоку разветвляется ряд отрогов. У восточных границ области отроги
переплетаются с Карабахской, или Муганской степью (древний Муханк). Северная
граница области проходит по хребту Мров, самая высокая вершина которого — Гямиш
— находится на высоте 3724 м над уровнем моря.
Хребты и отроги сменяются
глубокими живописными ущельями, более 140 реками и речушками, протекающими с
запада на восток и с севера на юг.
Нагорный Карабах богат полезными
ископаемыми и лечебными водами. Известны месторождения цветных металлов,
железа, пирита, гранита, мрамора, туфа, известняка, исландского шпата,
каменного угля, минеральных красок.
Климат в области в целом
умеренный, хотя на больших высотах и низменностях он имеет выраженный
переменный характер. Так, если среднегодовая температура по области +18,3°С, в
самом холодном месяце (январе) температура воздуха составляет +1,1°С, а в самом
жарком (июле) — +25,2°С, то в горных и степных районах она составляет
соответственно: —2°+2,4°С (январь) и от +19,6° до +33,4°С (июль). За год в
среднем выпадает 568 мм осадков.
Леса, богатые разнообразной
растительностью, занимают 37 % всей территории области. Многие растения
содержат питательные, эфиромасличные, лекарственные, красительные компоненты и
имеют широкое применение.
Природно-климатические условия
горного края — наличие лесов, богатых дикими плодами и ягодами, зерновых и
бобовых культур, а также густого травяного покрова — благоприятствовали
развитию многочисленных видов животного мира.
Территория Нагорно-Карабахской
автономной области составляет 4388 кв. км, численность населения Основную часть
населения составляют армяне. В области живут также азербайджанцы, русские и
представители других национальностей.
Автономная область разделена на пять районов:
Мардакертский
,
Аскеранский,
Мартунинский,
Гадрутский,
Шушинский.
Областной центр — Степанакерт —
находится на расстоянии 2816 км от Москвы, 362 км от Еревана, 392 км от Баку,
375 км от Тбилиси.
История Арцах-Карабаха, берет свое начало с незапамятных времен. Найденные
в пещерах Ворван (Азох), Ццахач (Мец Таглар), унот (Карин так), Хорадзор
(долина р. Тартар) древнейшие орудия и остеологический материал свидетельствуют
о том, что Арцах- Карабах, как и все Закавказье, входил в природный и
историко-культурный регион, где шел процесс формирования человека. Раскопки же
поселений и погребений энеолита, эпохи бронзы и железа в Степанакерте,
Ходжалли, Кркыжане, Амарасе, Матахисе, Чкаарте и в долине р. Ишханагет привели
ученых к выводу, что древняя культура Арцаха имеет множество параллелей с
памятниками Армянского нагорья того же периода и по существу они являются
местными вариантами единой культуры.
В VIII — VII вв. до н. э. Арцах
входил в состав Ванского царства, о чем свидетельствуют клинообразные надписи с
упоминанием области Уртехини, или Уртехе. К этому названию восходит армянское
традиционное название Арцах. После падения Ванского царства Арцах входил в
состав армянского царства Ервандуни.
Страбон в своем известном труде
«География» сообщает сведения об Арцахе, входившем в состав Великой Армении. Он
отмечает, что это плодородная страна и что во время войны она поставляла
многочисленную конницу.
В Армянское централизованное
государство, образованное во II в. до н. э., как исконная армянская область
династией своих правителей — Араншахиков, вошел и Арцах и оставался в его
составе до начала V в. н. э., т.е. до падения царства армянских Аршакуни.
После этого из областей
Восточной Армении — Арцаха, Утика и за курской Албании, находившихся под
владычеством Ирана, было создано марзпанство, которое стало называться Агванком
(по-армянски) или Арраном (по-персидски).
На заре IV в. н. э. в Арцахе
распространяется христианство. В начале же V в. н. э. здесь, как и в других
областях исторической Армении, начинается общий подъем культуры, связанный с
изобретением и распространением армянской письменности.
После крупного антиперсидского
восстания в V в., известного в истории как Священная Вардановская война, Персия
вынуждена была отказаться от политики насильственного распространения
зороастрийской религии в Армении. В этой борьбе деятельное участие принял и
Арцах, особенно его прославленная конница. После восстания значительная часть
армянских войск скрылась в неприступных крепостях и густых лесах Арцаха и
отсюда продолжала партизанскую борьбу против иноземного ига. Приблизительно к
концу этого века Арцах приобрел определенную самостоятельность внутри
марзпанства, здесь было провозглашено царство. Основанное Вачаганом
Благочестивым, это государство имело самостоятельное управление, отразившееся в
«конституционных канонах». Во время царствования Вачагана Благочестивого
наблюдается небывалый доселе расцвет культуры и просвещения. По свидетельству
летописца, в те времена в крае было построено столько церквей и монастырей,
сколько дней в году.
На первых порах арабского
владычества развитие политической и культурной жизни Арцаха не было
приостановлено.
Представителям древнего рода
Араншахиков, правившим Арцахом, удается продолжить свою энергичную деятельность
на благо процветания родной страны. Под их покровительством развиваются и
крепнут такие культурные центры, как Амарас в провинции Миус Абанд, Катарованк
и Гтич в Дизаке, монастыри Урек, или Глхованк, Джрвиштик, или Сурб Егише в
Мецкохманке, монастыри Сурб Акоб и Гандзасар в провинции Мецараниц, монастыри
Дади и Хада в Вайкунике и т. д. В начале IX в. мужает княжеский род
Араншахиков, одна ветвь правит в Хачене, в долинах рек Каркар, Хачен и Тартар,
другая — в Дизаке. Араншахики прославили себя антиарабскими битвами. Правда,
отважные предводители этих битв Сахл Смбатян (князь Хачена) и Есаи Абу Мусе
(князь Дизака и герой легендарной обороны Гтича) в конце концов пали в
результате коварства врагов, но их достойные преемники сохранили свои владения
неприступными и в последующих веках.
Начиная с X в., огромную роль в
политической и культурной жизни края начинает играть княжество Хачен.
Арцах, или Хачен в XI — XII вв.
подвергается нашествию сельджукских и турецких орд. С конца XII в. Хачен
входит в состав Северной Армении, освобожденной армяно-грузинским войском под
предводительством Закарянов. В XIIIв, в период кратковременной мирной
передышки, в крае были созданы ценные архитектурные ансамбли. И многие из них,
как церковь Ованеса Мкртича в Гандзасаре (1216 —1238 гг.), соборная церковь
монастыря Дади (1214 г.), главная церковь Гтчаванка (1241 —1248 гг.), соборная
церковь Хадаванка (1204 г.) по праву считаются выдающимися произведениями
средневековой армянской архитектуры.
В 30 — 40 гг. XIII в.
татаро-монгольские полчища завоевывают Закавказье. Благодаря усилиям
суверенного князя Арцах-Хачена — Хасан-Джалала край частично удается спасти от
разрушений. Но после его смерти (1261 г.) в Хачене также зверствуют
завоеватели, о чем довольно подробно с болью рассказывают наши историки и
авторы памятных записей.
Положение еще более ухудшается в
период владычества кочевых тюркских племен кара-коюнлу и ак-коюнлу, пришедших
на смену татаро-монгольскому игу. Периодические набеги, разруха и грабежи
нарушили и подорвали устои, на которых зиждился созидательный труд народа.
Культурные центры пришли в запустение, значительная часть некогда
благоустроенных поселков и деревень превратилась в руины. И естественно, что в
крае сегодня нет ни одного памятника XV—XVI вв., который можно было бы
поставить в ряд с прекрасными сооружениями предыдущих столетий.
Во времена чужеземного ига
акцентировались малые архитектурные формы — хачкары и надгробные плиты, которые
в полную силу демонстрировали искусство народных умельцев, неистощимую фантазию
мастеров-камнерезов.
С конца XVI в. в Карабахе
устанавливается своеобразное административно-политическое правление, которое в
исторической науке получило название «меликство». Различные ветви рода
Араншахиков возглавили новые независимые княжества, известные в истории под
названием «меликства Хамсы». Мелики в основном опирались на укрепленные
крепости и резиденции стратегического назначения схнахы. Так, крепость мелика
Полистана находилась в той же провинции, недалеко от села Талиш, у монастыря
Орек; крепость мелика Джраберда находилась в точке слияния реки Тартар с
притоком Трги. По названию этой крепости вся провинция именовалась Джрабердом.
Резиденция меликов Хачена располагалась в селе Хндзристан, а крепость под
названием Улупапаберд находилась у монастыря Пткесберк на правом берегу реки
Хачен. Другие крепости этого меликства— Качахакаберд, Шикакар и Хоханаберд были
известны еще со времен хаченских князей. Одна из крепостей мелика Варанды
находилась в селе Аветараноц, а другая Шошваберд—на месте современного города
Шуши. Резиденцией меликам Дизака служило село Тох, крепость же находилась на
горе Гтич с тыльной стороны монастыря Гтчаванк. Кроме этого, они имели крепости
в Цоре и на горе Ванеса.
В XVII — XVIII вв. мелики
Карабаха возглавляли освободительную борьбу карабахцев против персидских и
османских поработителей. Они были одними из первых, кто вместе с католикосами
Гандзасара искали пути, способные навечно связать судьбу армянского народа с
могущественной Россией. Однако их усилия успехом не увенчались.
Воспользовавшись внутренней распрей,
возникшей между меликами Карабаха, в 50-гг. XVIII в. предводитель кочевого
племени Сарыджаллу Панах Али при поддержке мелика Варанды Шахназара II
обосновывается в крепости Шоши и провозглашает себя ханом Карабаха.
В 1805 г. Карабах добровольно
вступил в состав России, что было зафиксировано в 1813 г. Гюлистанским мирным
договором. Как и в других армянских областях, в Карабахе была введена новая
административная система, ставившая перед народом следующие задачи:
«...включиться в новую жизнь, приспособиться к новой действительности и
развивать духовный потенциал в тех условиях, которые диктуют измененные
обстоятельства». В 1868 г. на территории Карабаха, входившего в состав
Елизаветопольской губернии, были созданы Шушинский, Джебраильский и
Джеванширский уезды. Незначительная часть края была включена в состав
Зангезурского уезда.
Присоединение Карабаха к России
имело важное историческое значение. С одной стороны, были навсегда прекращены
набеги и опустошения персидских и турецких завоевателей и их ставленников, с
другой стороны — население края тесно связало свою судьбу с великим русским
народом.
Край вступил на капиталистический
путь развития. Особенно быстрыми темпами развивались ремесла, шелковые
промыслы, торговля. В новых условиях благоустраивается и достигает
определенного уровня развития в сравнении с общекавказским единственный город
Карабаха — Шуши. Здесь издаются книги, журналы и газеты, действует знаменитая
епархиальная школа. В конце XIX в. г. Шуши становится одним из передовых
центров армянской культурно-просветительской жизни.
Уже к концу XIX столетия в
крае имелся ряд крупных поселений и деревень (с общественными и
жилыми зданиями городского типа), построены интересные в архитектурном
отношении мосты, церкви, школы, особняки. Вместе с этим, основная часть
крестьянства, особенно в горных районах, была безземельной и находилась в
крайне тяжелом положении